Майские 2016 г.

Испокон веков сложилось, что в майские праздники мы ходим на катамаране. Проще всего отправиться на Кавказ, потому что на первый взгляд в это время там теплее чем например в Карелии и ехать относительно недалеко, правда так же недалеко на Урал, но там речки скорее байдарочные. Осталось определиться с речками, но почти все они исхожены. Характерная особенность Кавказских речек в том, что они относительно короткие и вдоль них идёт дорога, то есть можно стоять базовым лагерем и разъезжать на покатушки. Можно было повторить запомнившийся Аксаут и добавить к нему Маруху, только, только, только, этого мало. И тут на глаза попалась относительно малоизвестная речка Малка, дороги вдоль нет, до старта чесать вдоль ручья около 5 км и посередине теснина шириной в 1 метр, так что хочешь не хочешь, придётся обносить. В общем вырисовывался полноценный сплав со всеми элементами, в мини версии. Малка берёт своё начало на северных склонах Эльбруса собравшись из нескольких ручьёв и небольших речек стекающих с ледников, упав с нескольких водопадов, стремительным горным потоком вырывается на равнину, сливается с Баксаном, текущим с южного склона Эльбруса и немного погодя, впадает в Терек.
Поехали как обычно через Волгоград и Элисту — на Кисловодск.

Хотя эта дорога и несколько убита: до Тамбова по ней как будто с бороной прошлись, а после Элисты на обманчивой плоскости из темноты на тебя выпрыгивают ямы способные погнуть диски, но в целом машин меньше, а Волгоград и Элиста очень прям нравятся в плане достопримечательности мест. Ну и 9-е мая всё таки на носу и Волгоград… наверное это самое торжественное и патриотичное место в нашей стране. На Мамаевом кургане наконец то застали развод караула в зале памяти. На мой взгляд ногу они покруче тянут, чем их коллеги на параде в Москве. В общем зрелище потрясающее. Элиста хотя и совсем небольшой город, но вся такая яркая блестящая, на каждом углу какие то изюминки находятся. Ну и официальной религией Калмыков, является Буддизм.

Самый большой в Европе храм Будды.

На территории Элисты есть город шахмат, ведёт туда — проспект Остапа Бендера, в нём есть дворец шахмат, в нём музей, а там уже встречаются забавные экспонаты шахматной тематики. Пока ждали остальные машины, да ещё оказались в Элисте в светлое время суток, наконец то получилось посетить этот музей.Сначала мы всё разведали на машинах. На верхнюю Малку можно попасть именно как раз через Кисловодск, хотя река и предгорья Эльбруса и находятся на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, но попасть в основную часть республик, отсюда, можно только минуя асфальт, горными дорогами и тропами. Асфальт ведёт непосредственно к альплагерю на северном склоне Эльбруса.Но наш путь на реку, начинается с пешки от заброшенного, хотя видимо и процветающего в Советское время санатория «Долина нарзанов» находящегося на речушке Хасаут, впадающей в Малку. Видимо, с наступлением капитализма, он стал не рентабельным.

И очень жаль, потому как места очень красивые и таких мест на территории нашей Страны великое множество и вся разница лишь в том, что в современных условиях всё делается ради извлечения прибыли, а в Советском Союзе — ради блага трудящихся, что бы любой человек мог отдохнут и поправить здоровье в подобном санатории. Санаторий был на балансе какого нибудь предприятия и его сотрудники вполне могли там периодически пребывать или еще какой профсоюз заправлял путёвками. А сейчас в окрестностях санатория появляются крутые особняки личного использования, под вывеской «Частная территория», а санаторий постепенно разрушается, жалко просто невостребованные и разваливающиеся строения, хоть бы людям отдали что ли.На санаторий периодически приезжают туристы, просто полазить по его территории, набрать минеральной воды из источника и просто проездом, полюбоваться окружающей местностью. Кстати источник там какой то особенный, в нём даже 18 минералов, на вид правда как ржавая вода, но на вкус ничего так, приятная минералочка, правда много я пить не стал, потому что как мне показалось, минералы минералами, а ржавый цвет не вызывает аппетита, дожди ж, снега тают. В связи с серпантинностью дороги и периодическими перепадами высот, у машины самая большая нагрузка приходится на тормоза, мало того что у некоторых они начинают дымить и вонять на всю округу, так у одной остановившейся машины, они вообще вспыхнули огнём и дым пошёл как при пожаре, но правда быстро потухли, оставив в памяти неизгладимое зрелище.Долго ли, коротко ли, заночевали вместе с машинами неподалёку, потому что нам нужно было дождаться ещё нескольких наших товарищей. Тёмик сразу полез в гору, видимо готовится к светлому будущему.Утром перегнали машины в Кисловодск на стоянку и забросились водителями обратно с Русланом на «Патриоте», как он объяснил что он уже очень давно забрасывает группы на Малку и он единственный кто этим занимается, но в принципе по цене это не дорого, поэтому нас всё устроило. Его телефон 8-928-346-93-93, но по всей видимости этот телефон присутствует во всех отчётах по Малке)).
От впадения Хасаута в Малку до посёлка Хабаз, где планировалось закончить маршрут всего 42 км, можно было заброситься выше — на ручей Хабас, но Руслан сказал, что последний раз он забрасывал туда группу в 2009 году и забрал их обратно не в посёлке Хабаз, как планировалось, а как раз от места нашего старта — то есть они не успели запланированное. И отчёт мы этот видели — на этом участке много непроходов, обносов и они проковырялись неделю, на коротком участке. В общем мы пошли вдоль Хасаута, в несколько ходок, т.к. несли еще и рамы, да и груза было прилично.Просквозив частную территорию без претензий со стороны владельцев, преодолели два брода и тропу частенько нависающую над обрывами.По характеру Хасаута возникло ощущение, что по нему возможно пройти на катамаранах, пусть частично проскрябавшись по мелководью, но разведка показала что он впадает в Малку в каньоне и выходной порог представляет собой непроходимое нагромождение каменных глыб.
На слиянии встретили еще одну группу, но они решили задержаться, мы ушли вперёд и больше их не видели.Утром собрали катамараны и отправились вниз. Речка примерно 3 — 4 категории сложности, так что особых опасений не вызывала, из лоции знали только одно, что нужно не проспать теснину Тешкепюр. В первый день теснина нам не грозила, остановиться решили в районе порога «Девичьи слёзы», потому как где-то над ним есть стоянка. Вообще со стоянками на реке не очень, стремительным потоком она течёт как будто в желобе. Кто-то даже сравнивал Малку с бобслейной трассой. Что-бы зачалиться, на берег приходится бросаться с верёвкой как на амбразуру и удерживать катамаран, как пытающегося убежать разъярённого быка. Шёл дождь и поэтому капЕль по левому берегу предвещающий «Девичьи слёзы» видели несколько раз. А так как порог от обычного течения реки порой не сразу и отличишь, то встали примерно после порога, но потом оказалось что он всё таки оказался немного ниже, хотя других стоянок в этом районе не видели.Дождь нас баловал, мы как раз успевали облачиться в неопрен и собраться, прежде чем он начинал поливать, а иногда даже вечером прекращался. Пик дождевой активности обычно приходился на тот момент, когда нужно было разводить костёр, хотя мы и старались это делать внезапно и в разное время суток.На второй день нужно было ловить теснину, а перед ней пройти Лохранский каньон, который просмотрели, но в принципе всё читается с воды, за исключением глыбы в центре русла в начале каньона, с воды кажется что идти нужно справа, но там валяется дерево и идти нужно с лева. В общем то же самое, только берега отвесные и для просмотра и съемки забрались на самый верх. Со съемкой воды на таких речках что то не очень, потому что в основном всё идётся с ходу, без просмотра и на берег вылезали только для того, что бы сбегать вперёд и проверить нет ли за поворотом теснины.С ориентирами что то не очень, поэтому второй день как и все, чалились периодически и просматривали реку до следующей чалки. Но ориентир незадолго до теснины всё таки есть — большая квадратная глыба по середине реки, от чалки после которой, получилось по берегу добраться до теснины за очередным левым поворотом. Чалка перед тесниной проблемная, но не зачалиться то же трудно, потому что у левого берега навалено несколько крупных глыб и если что можно было просто выброситься на них и застрять.В принципе если вдруг попасть в теснину, то наверное это не смертельно, просто поломает раму и отправит в самосплав. Первая теснина примерно шириной с катамаран, но следующая гораздо уже, а третья вообще представляет собой щель у поверхности земли, расширяющуюся ближе к воде, но заваленную паводковым мусором, а что бы подчеркнуть тесноту теснины, между ее стенками застрял большой камень. На эту последнюю теснину, время от времени подъезжают какие то люди на машинах, по одиночке и в компании и рассматривают её восторгаясь, жестикулируя и что то живо обсуждая, некоторые правда стоят и внимают молча.Выбросились на верх, катамараны затащили на морковках по почти отвесному склону. Утром немного подлатали два катамарана, то есть половину нашей флотилии — где-то видимо зацепили острый камень, но внутренние баллоны не пострадали, так что зашивка и заклейка обошлась без разборки. В этот момент мы уже начали подозревать что ещё и на Аксаут видимо уже не успеем,  так и оказалось, прохождение участка в 42 км с учётом обноса занимает три полноценных дня, да ещё день забрасывались, хотя заброску в принципе можно уложить в полдня.

На этом фото, теснина как раз, опять превращается в реку

Обнос теснины занял какое то время, до финиша оставалось несколько километров. Каньон «Короткий» так же решили не смотреть и двумя катамаранами ушли вперёд. Практически перед входным двухметровым сливом, у нас лопнуло сразу оба крайних передних болта на раме, просто на «спокойной водичке», но слив прошли и катамаран дальше не развалился, но сразу зачалились, потому что если бы прижало к камню на выходе, катамаран мог развалиться. Потом перебросились за этот камень и так как дальше ничего серьёзного встретиться не могло, пошли искать стоянку около посёлка. Пройдя этот порог, немного офигев от концовки и увидев окончание событий на нашем катамаране, передняя двойка с Димой и Олегом, побежали чалить на просмотр остальных. Чалка сначала незаладилась и троих смыло за борт в процессе швартовки и разбросало по разным берегам. Но в итоге всё получилось в лучшем виде.А на следующий день, мы наняли машину до Кисловодска. Водитель спросил, как нам лучше, через горы или по асфальту, мы сказали что так, как ему будет удобно, на что он ответил, тогда показывайте любую из дорог. А вкуснейший плов был уже перед самой погрузкой и троганием в обратный путь, потому что за четыре прошедших водно-пеших дня, сил на шедевры кулинарии не оставалось вовсе.
30 апреля — 8 мая 2016 года.

Майские 2016 г.: 5 комментариев

    1. Если прям сразу, то только про прошлое, а новое теперь уж после 12 июня видимо)

      1. Почему бы и не про прошлое? Хорошие истории интересно слушать не только когда они происходят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *